Verification: 4d923e281232845c

Славянская мифология / Славянские боги

Назад к разделу

Сварожич

Сварожич (др.-рус. Сварожичь, Сварожець; лат. Zuarasici) — славянское божество, почитавшееся балтийскими и восточными славянами.

 

Очевидно, что при выяснении происхождения имени Сварожич, нельзя отделять его от имени Сварог. При этом не совсем понятно, в каких отношениях состоят эти имена и, соответственно, персонажи.

 

По мнению одних исследователей, Сварожич — это отчество, а значит Сварожич — сын Сварога. Данная версия является сомнительной по двум причинам. Во-первых, ни один источник не говорит о том, что Сварожич — это сын Сварога (мало того, Сварог вообще упоминается лишь в одном, и то весьма позднем источнике). Во-вторых, славянский суффикс -ич имеет семантику отнюдь не только патронимическую (отчества). Помимо этого, он может обозначать жителя той или иной местности (дреговичи, москвичи), или обладателя того или иного качества (лютичи «лютые», вятичи «большой народ»)

 

Последнее значение суффикса -ич кажется наиболее вероятным в случае со Сварожичем. Поэтому некоторые исследователи считают имя Сварожич уменьшительным, или просто вариантом имени Сварог. Отдельные исследователи ставят под сомнение былое существование у славян бога Сварога и полагают, что его имя было придумано летописцем при переводе фрагмента из «Хроники» Иоанна Малалы — реконструировано как имя отца Сварожича. Летописец, таким образом, счёл имя Сварожич за отчество, что, как показано выше, маловероятно.

 

По свидетельству Титмара Мерзебургского (немецкий хронист — года жизни 975 — 1018), идол Сварожича был установлен в земле ратарей (название западнославянского племени, жившего к югу от реки Пены, впадающей в Одру у самого ее устья, между Доленским озером и верховьями Гавелы и Доши), в городе Ридигосте, который позднейшие хронисты из-за ошибки стали называть Ретрой. Сварожич был наиболее почитаемым божеством ратарей. В своей «Хронике» Титмар сообщает:

 

В городе [Ридегосте] нет ничего, кроме искусно сооружённого из дерева святилища, основанием которого служат рога различных животных. Снаружи, как это можно видеть, стены его украшают искусно вырезанные изображения различных богов и богинь. Внутри же стоят изготовленные вручную идолы, каждый с вырезанным именем, обряженные в шлемы и латы, что придаёт им страшный вид. Главный из них зовётся Сварожич; все язычники уважают и почитают его больше, чем остальных. Знамёна их также никогда не выносятся оттуда, за исключением разве что военной необходимости; причём вынести их могут только пешие воины.

 

В язычестве восточных славян Сварожич — это ритуальное название огня.

 

Основной источник, который рассказывает о Сварожиче восточных славян — это христианские поучения против язычества. Из «Слова некоего христолюбца и ревнителя правой веры» XIV-XV веков можно узнать, что жители Древней Руси "…молятся огню, называя его Сварожицем".

 

Восточные славяне до принятия христианства и некоторое время после этого почитали и обожествляли огонь. Назывался обожествлённый огонь Сварожичем или Сварожицем. Основным местом почитания огня и поклонения ему был овин (хозяйственная постройка, в которой сушили снопы перед молотьбой), как место, особо связанное с этой стихией.
 



Назад к разделу


Поиск: